«Три толстяка» 1966 год — шикарный советский фильм

Тут на днях, мучаясь с насморком и головной болью, решила я отвлечься и пересмотрела наш старинный фильм «Три толстяка» по сказке Юрия Олеши, ныне несправедливо забытый. Смотрела и наслаждалась. Какие герои! Какой сценарий! Какие актеры! Декорации — вот уж размах так размах. И что интересно, в условиях сегодняшних реалий фильм ничуть не утратил своей актуальности.

Конечно, сейчас я смотрела его другими глазами. И несмотря на то, что это детская сказка, смотреть было по-прежнему интересно. Без компьютерной графики, без хромакея, без роскошных студийных декораций получили за копейку канарейку. Обратила внимание на то, что Алексей Баталов сам стоял и висел на канате. Везде пишут, что он год учился ходить по канату, но, откровенно говоря, особого мастерства не достиг. Зато показал отличную спортивную фигуру. Представляю, как стонали по нему женщины.

Тут на днях, мучаясь с насморком и головной болью, решила я отвлечься и пересмотрела наш старинный фильм "Три толстяка" по сказке Юрия Олеши, ныне несправедливо забытый. Смотрела и наслаждалась.-2

У фильма была не очень простая история. Картину по сказке Юрия Олеши планировалось снять еще в 50-е годы, и даже был написан сценарий, но что-то не срослось и о первоначальном проекте забыли на целых 10 лет. В начале 60-х Алексей Баталов задумал поставить в МХАТе спектакль по «Трем толстякам», но ему предложили снять фильм, и он взялся за экранизацию, в которой выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли.

В фильме собралось целое созвездие потрясающих советских актеров: Рина Зеленая, Валентин Никулин, Павел Луспекаев, Александр Орлов, Евгений Моргунов, Роман Филиппов, Алексей Смирнов. На роли трех толстяков искали трех тучных актеров. Выбор пал на главного толстяка советского кинематографа Евгения Могрунова, актера Сергея Кулагина и на самую загадочную личность этого проекта Бориса Христофорова. Если о первых двух сведения найти можно, то о последнем неизвестно практически ничего. Кто он, откуда — сплошные тайны. Известно, что он снялся всего в двух фильмах: «Свадьба с Малиновке» в роли толстяка (в титрах не указан) и в «Трех толстяках». Известно еще и то, что проживал он в Москве, вел крайне замкнутый образ жизни, зато прожил дольше двух других «толстяков» — целых 89 лет. Кстати, для фильма, несмотря на природную дородность, всем троим пришлось дополнительно наедать килограммы, и все равно этого режиссеру показалось мало — для «толстяков» сшили специальные «утолщающие» костюмы, в которых они смотрелись еще более жирными.

Фильм не был бы фильмом, если бы не две великолепно исполненные детские роли. Это девочка-гимнастка Суок, которую сыграла Лина Бракните, и юный наследник толстяков Тутти в исполнении Петра Артемьева. Интересно, что оба в дальнейшем не связали свою жизнь с кинематографом. Если Лина после «Толстяков» снялась еще в четырех фильмах и только после этого ушла из кино окончательно, то для Петра Артемьева роль Тутти стала единственной, что удивительно для явно одаренного ребенка. Как рассказывал Петр Вадимович, он никогда не хотел быть актером, но об этом мечтали его родители и водили его на все детские пробы. Наконец, он получил роль и сразу главную, и сыграл ее блестяще. Но по окончании школы поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета и всю жизнь проработал учителем русского языка.

Петр Артемьев в фильме "Три толстяка" и в 2000-х годах

Петр Артемьев в фильме «Три толстяка» и в 2000-х годах

Лина Бракните пришла в кино уже с опытом работы — в 1964 году на экраны вышел фильм «Девочка и эхо», в котором она так же исполнила главную роль. Роль Суок принесла ей всесоюзную известность, но это никак не отразилось на ее будущей жизни — она поступила на исторический факультет и всю жизнь отработала в библиотеке Института истории АН Литвы.

Лина Бракните в фильме "Три толстяка" и сейчас

Лина Бракните в фильме «Три толстяка» и сейчас

Многие, наверное, помнят гигантский торт, который подавали на обеде во дворце трех толстяков. Конечно, каждому ребенку хотелось знать — был ли он настоящим. Во всех статьях, где рассказывается об этом торте, указывается, что он был настоящим. Однако, если внимательно смотреть фрагмент из фильма, то становится ясно, что торт был настоящим частично: на круглой подставке были установлены отдельные съедобные элементы, большой круг был так же собран из отдельных элементов, а затем украшен кремовыми рисунками, чтобы создавалось впечатление огромного дельного торта. Середина, куда упал продавец воздушных шаров, была пустая. Кроме того, можно заметить, что оформление торта от дубля к дублю меняется — заменяли поврежденные части. На фото ниже хорошо видна разница в оформлении — слева просто оранжевый крем, справа оранжевый рисунок на белом фоне. Ходит легенда, что члены съемочной группы не могли устоять перед соблазном и между дублями изрядно подъедали тортик, в итоге Баталов распорядился облить торт керосином.

Тут на днях, мучаясь с насморком и головной болью, решила я отвлечься и пересмотрела наш старинный фильм "Три толстяка" по сказке Юрия Олеши, ныне несправедливо забытый. Смотрела и наслаждалась.-5

Но все это мелочи по сравнению с тем, что принимающая комиссия не хотела одобрять фильм в прокат — в нем усмотрели пародию на революцию. В общем, нечеловеческими усилиями Баталову удалось убедить комиссию, что им показалось, и фильм увидел свет. Когда-то он был очень популярен, и его регулярно показывали по телевизору, особенно в дни ноябрьских праздников. Но потом пришла другая идеология, и картина оказалась невостребованной. Лично мое мнение — если рассматривать его просто как произведение искусства без привязки к революционным идеям, то это прекрасная, хорошо снятая сказка. Интересная, захватывающая, со своей интригой, со сделанными «из ничего» декорациями и костюмами, но сделанная на совесть. Единственное, что остается сомнительным, это посыл, на который обратил внимание мой младший сын: Суок на площади поет песенку:

Когда в заплатах прячется дыра,
Когда лишь корка хлеба на обед,
Все ж никого счастливее нас нет.

Как можно быть счастливым, если у тебя на обед корка хлеба, а одежда из заплаток? Воспевание бедности — ну так себе. И в финале Тутти в бедняцкой клоунской одежде уезжает в фургоне бродячих циркачей. То есть, как в том анекдоте:

— Мы за то, чтобы богатых не было? —

— Чтобы все бедными были?

Как-то так. Но фильм все равно чудесный.